Японская культура, как и любая другая, имеет свои предпочтения и расставляет свои атрибуты во многих обыденных процессах. Именно поэтому садовое искусство в жизни японцев занимает чуть ли не первостепенную роль. Согласно предписаниям и канонам этой страны самый простой сад являет собой что-то неземное.
В древности живописные участки можно было встретить в резиденциях, но чаще при монастырях. В нашей стране они состоят из ограждений, растений и цветов. В стране восходящего солнца участок может быть сухим и состоять только из одного камня.
В чем суть каменного сада?
Каменный сад – это глубокое философское учение, а также раскрытие бытия культуры этой страны. Основоположником таких мыслей и предпочтений к сухому саду стал буддист Сосэки, который придал камню первостепенное значение.
Но не только глубокая философия имеет место быть на приусадебном участке. Этот народ с уважением относится к простому камню, поскольку основная часть территории страны – это горы. Тем самым они приближают свои приусадебные участки к природе.
Принцип строения сада из камней
Самое главное в японском саде из камней – это необработанная основа материала. То есть это неграненый материал. Камень должен подчеркнуть связь с природой, именно поэтому его размещают только на ровной площадке. Многие кладут камни на подушку из песка или гальки. Японцы очень часто подражают европейцам, и камни кладут на разноцветную гальку.
После этого японцы осуществляют работу по созданию борозд, которые представляют собой рисунок в виде волны. И на наших участках делается такая же процедура, только, порой, не придается особого значения символике. Бороздки делают при помощи граблей. Кроме ассоциации с водой и волнами, может возникнуть параллель с островами Японии. Может даже показаться, что камни хаотично расположены, но у японцев – это особая система. Численность камней всегда нечетная. Симметрия в расположенности полностью отсутствует.
Каждый японский камень относят к определенной группе. Всего таких групп существует пять. Первая – основная, а все остальные четыре – второстепенные. Второстепенная группа всегда должна подчеркивать основную. Следующая группа делает некий контраст с главной, тем самым придавая ей равновесие. Четвертая группа делает все возможное, чтобы установить связь между садом и строением вашего дома. Пятая же группа служит фоном общей композиции.
Расположение камней всегда является собой триаду – символ буддистов. Он имеет вид одного большого камня, а вокруг него более маленькие. Эти же три камня можно встретить и в буддийском храме, олицетворяющие Бога и его ближайших соратников.
Каждый из камней по отдельности имеет свою неповторимую символику. К примеру, вертикальный камень всегда ассоциируется с небом. Горизонтальный должен являть собой землю. У каждого из камней своя роль, японцы различают каждый из них. Одни стоят, другие прислоняются, а третьи лежат. То есть важно расположить их как бы «в движении» или в деле.
На сегодняшний день одним из известных садов камней является сад храма Реан-дзи. Этот участок, который называют священным, состоит из пятнадцати камней. Человек, который сможет увидеть все 15 камней, достигнет глубокого осознания бытия. Этот сад сейчас является всемирным наследием и внесен в список ЮНЕСКО.